ургх-мва-ха-ха!
Я не помню, писал ли уже об этом, но, в очередной раз, столкнулся с забавной особенностью восприятия ролевых игр. А именно с мнением "FATE — сложная система", которое, по началу, кажется бредом. Ведь фейт, по определению, система "легкая".
Слышал я это, как правило, от мастеров. И не в контексте "сложная для ведения игры", а "сложная для игрока". Вплоть до того, что какой-нибудь GURPS, с его многотомными правилами и сотнями страниц списков, считали легче. А причина одна: игроку легче запомнить детальные, но строго формульные правила, чем абстрактные, но требующие для применения понимания принципов их работы.
Так в какой-нибудь из итераций ДнД (система, парадоксально сочетающая "нуб френдли" репутацию и дикое кол-во уникальных правил на каждый чих) игрок оперирует исключительно действиями персонажа. Окружение полностью в руках мастера и как-то иначе чем заявкой "я пытаюсь делать то и это" менять его нельзя. В фейте же приходится все время выходить из уютного высокоиммерсивого состояния "я и есть персонаж" в мета-системную плоскость. Ибо вместо "я делаю" есть "превозмогание" и "создание" аспектов сцены. И как это все согласуется с аспектами самого персонажа и аспектами его цели. Как на все это влияют навыки (а в FAE — подходы).
В итоге, скажем, чтобы скрытно пробраться в особняк в ДнД персонаж делает несколько стелс-чеков на "прятаться в тени", "не спалиться, отвлекая охранника швырянием камушка в соседний коридор" и т.д., то в каком-нибудь FAE это будет "кэафулл подходом я создаю аспект сцены Отвлеченная Охрана и сразу же инвоукаю его, полученный бонус трачу на последующий стелси оверкам (в процессе могут быть задействованы и другие аспекты и станты, если игрока все еще не устраивают его шансы)". При том отыгрыш в процессе может быть абсолютно равноценный. Но когда ДнД игрок думает только над "что будет делать мой персонаж, чтобы преодолеть препятствие", фейт игрок думает над "как можно изменять сцену (включая моего персонажа), чтобы преодолеть препятствие". И это вот "думать всей сценой" вместо "думать персонажем" для многих игроков оказывается куда большей сложностью, чем запоминание многостраничных правил. Тогда как для мастеров "думать сценой" — привычный режим игры, а заточенные под него правила фейты выставляют ее в выгодном свете перед многими другими системами: они легкие, крайне гибкие, в них не нужно копаться и т.д.
Слышал я это, как правило, от мастеров. И не в контексте "сложная для ведения игры", а "сложная для игрока". Вплоть до того, что какой-нибудь GURPS, с его многотомными правилами и сотнями страниц списков, считали легче. А причина одна: игроку легче запомнить детальные, но строго формульные правила, чем абстрактные, но требующие для применения понимания принципов их работы.
Так в какой-нибудь из итераций ДнД (система, парадоксально сочетающая "нуб френдли" репутацию и дикое кол-во уникальных правил на каждый чих) игрок оперирует исключительно действиями персонажа. Окружение полностью в руках мастера и как-то иначе чем заявкой "я пытаюсь делать то и это" менять его нельзя. В фейте же приходится все время выходить из уютного высокоиммерсивого состояния "я и есть персонаж" в мета-системную плоскость. Ибо вместо "я делаю" есть "превозмогание" и "создание" аспектов сцены. И как это все согласуется с аспектами самого персонажа и аспектами его цели. Как на все это влияют навыки (а в FAE — подходы).
В итоге, скажем, чтобы скрытно пробраться в особняк в ДнД персонаж делает несколько стелс-чеков на "прятаться в тени", "не спалиться, отвлекая охранника швырянием камушка в соседний коридор" и т.д., то в каком-нибудь FAE это будет "кэафулл подходом я создаю аспект сцены Отвлеченная Охрана и сразу же инвоукаю его, полученный бонус трачу на последующий стелси оверкам (в процессе могут быть задействованы и другие аспекты и станты, если игрока все еще не устраивают его шансы)". При том отыгрыш в процессе может быть абсолютно равноценный. Но когда ДнД игрок думает только над "что будет делать мой персонаж, чтобы преодолеть препятствие", фейт игрок думает над "как можно изменять сцену (включая моего персонажа), чтобы преодолеть препятствие". И это вот "думать всей сценой" вместо "думать персонажем" для многих игроков оказывается куда большей сложностью, чем запоминание многостраничных правил. Тогда как для мастеров "думать сценой" — привычный режим игры, а заточенные под него правила фейты выставляют ее в выгодном свете перед многими другими системами: они легкие, крайне гибкие, в них не нужно копаться и т.д.
Это была эпичная игра которая закончилась на второй или третьей сцене.
Потому что дальше игроки должны были принять решение и куда-то двигаться.
Можно сказать, что уверенно играющий по FATE игрок вполне может и сам вести игру. Но не факт что захочет.
Вот срез с ролл20, например:
разорвиэкранная статистика
И вне интернетов проценты примерно такие же, а то и больше в сторону днд.
Тут даже можно о том говорить, что в связи с более "задротским" статусом РИ у нас и все еще сравнительно большим кол-вом мастеров на единицу игрока (наследие 90х-2000х, когда "или я сам буду водить, или вообще некому"), фейта и подобные системы, возможно, даже и популярнее, в процентах от остальных систем :3
Но на западе решает просто гигантский пул мастеров и игроков.